Вертолет — одна из грузопассажирских летательных машин, сфера применения которой практически не ограничивается. Эта техника используется в сельском хозяйстве, строительстве, сфере грузовых и пассажирских перевозок, при ликвидации природных и техногенный катастроф, в медицине и т. д.

Также вертолеты широко применяются в вооруженных силах в качестве одной из основных воздушных боевых машин, способных выполнять различные задачи: переброска войск и боеприпасов; эвакуация гражданского населения и нанесение ракетно-бомбовых ударов по противнику.

Кроме этого, несколько десятилетий назад, благодаря этой винтокрылой машине появился новый вид спортивных состязаний — вертолетный спорт, который имеет множество поклонников по всему миру, в том числе и в России.

Вертолетный спорт сегодня существует, как самостоятельный вид авиационного спорта, в котором соперники состязаются на винтокрылых летальных аппаратах, выполняя различные задания, призванные оценить мастерство пилота.

Первый европейский чемпионат по вертолетному спорту был проведен одним из немецких аэроклубов по инициативе Вертолетного комитета при FAI (Federation Aeronautique Internationale), после того, как от СССР в 1959 году поступило предложение провести подобное состязание в Париже.

Стране Советов было отказано в организации чемпионата в столице Франции, после чего СССР в 1960 году прислал еще одну заявку, в которой говорилось, что в случае отказа, чемпионат будет проведен в Москве.

Для многих будет открытием тот факт, что инициатором соревнований выступила Федерация вертолетного спорта Советского Союза. А специалистам хорошо известно, что чемпионаты по мастерству пилотирования вертолетов регулярно проводились в СССР начиная с 1958 года.

И на момент открытия первого официального чемпионата мира по вертолетному спорту, в СССР уже был проведено 12 подобных соревнований, тогда как в ФРГ состоялись всего три спортивных состязания по мастерству пилотирования винтокрылых машин.

К сожалению, в первом мировом первенстве по вертолетному спорту команда из Советского Союза не принимала участия. Многим позже его организаторы, в число которых входил знаменитый Отто Ритдорф, признали что соревнования были разработаны на основе советской программы состязаний.

Обязательная программа пилотирования винтокрылых машин на соревнованиях различного уровня в СССР считалась одной из самых сложных и рискованных в мире. Не многие пилоты с мировым именем брались повторить упражнения, выполняемые отечественными мастерами.

Советская программа соревнований состояла из полетов по определенному маршруту на малых высотах; техники пилотирования; посадках на точность на малые площадки, размер которых был ограничен 10-ю метрами.

В чемпионатах принимали участия не только пилоты-любители — члены Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), а и команды военно-воздушных сил (ВВС), а также Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике.

Современный вертолетный спорт далеко ушел от правил и возможностей, которые были установлены его родоначальники. Это связано с тем, что винтокрылые машины последнего поколения способны на немыслимые маневры, недоступные машинам даже десятилетней давности.

Ныне общепринятая программа на чемпионатах по пилотированию вертолетов претерпела множество модификаций. Некоторые ее упражнения отменены, другие приведены в соответствие с современными возможностями вертолетов.

Практически без изменений остались только упражнения «полет на точность» и «навигация». Но главное, появились более зрелищные дисциплины. Например «параллельная транспортировка грузов», «параллельный слалом» или «открывание бутылок».